Поиск по этому блогу

партнер

понедельник, 24 мая 2010 г.

Снятие военнослужащих с регистрационного учета по адресу воинской части


В соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с ч. 3 ст. 15 вышеназванного Закона военнослужащие – граждане, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы военнослужащих – граждан, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей.

В настоящее время, в условиях формирования нового облика Вооруженных Сил и сокращением численности военнослужащих, вопросы снятия военнослужащих и членов их семей (утративших связь с данной воинской частью) с регистрационного учёта по адресу воинской части приобретают более острый характер.

А как быть в ситуации, когда военнослужащие зарегистрированы по адресу воинской части и впоследствии «переведены» к новому месту службы, оставшись на регистрационном учёте по адресу воинской части прежнего места военной службы? Или военнослужащий уволен досрочно с военной службы без права на жильё, исключён из списков личного состава воинской части, но остался на регистрационном учёте воинской части? А такие ситуации «сплошь и рядом».

К сожалению, действующее законодательство прямо не предусматривает снятие военнослужащих и членов его семьи с регистрационного учёта по адресу воинской части (за исключением случая подачи заявления военнослужащим о снятии его с регистрационного учёта в добровольном порядке). А если такого заявления военнослужащий не подал, регистрирующий орган не имеет оснований снимать его с регистрационного учёта в отсутствие судебного постановления по данному поводу.

В целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учёт граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Согласно абз. 3 ст. 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» под местом жительства понимается жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учёта по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также перечень должностных лиц, ответственных за регистрацию, утверждаются Правительством РФ.

Контроль за соблюдением гражданами Российской Федерации и должностными лицами правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учёта по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации возлагается на федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, его территориальные органы и органы внутренних дел.

В случае если лица из числа военнослужащих увольняются с военной службы, переходят на гражданскую службу, их регистрация по месту жительства автоматически не прекращается. Основания для снятия их с регистрационного учёта по месту жительства по месту дислокации воинской части такие же, как и для снятия с регистрационного учёта из жилого помещения. Эти основания перечислены в ст. 7 указанного Закона.

Законодательство устанавливает следующие основания для снятия гражданина Российской Федерации с регистрационного учёта по месту жительства:

изменение места жительства – на основании заявления гражданина о регистрации по новому месту жительства

призыв на военную службу – на основании сообщения военного комиссариата

осуждение к лишению свободы – на основании вступившего в законную силу приговора суда

признание безвестно отсутствующим – на основании вступившего в законную силу решения суда

смерть или объявление решением суда умершим – на основании свидетельства о смерти, оформленного в установленном законодательством порядке

выселение из занимаемого жилого помещения или признание утратившим право пользования жилым помещением – на основании вступившего в законную силу решения суда

обнаружение несоответствующих действительности сведений или документов, послуживших основанием для регистрации, или неправомерные действия должностных лиц при решении вопроса о регистрации – на основании вступившего в законную силу решения суда

Данный перечень оснований является исчерпывающим.

Во исполнение указанных законоположений Правительство РФ издало постановление от 17 июля 1995 года № 713 «Об утверждении правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учёта по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию», которым продублировало вышеуказанные основания.

Нетрудно провести анализ и прийти к выводу, что к нашему случаю вышеназванные основания, кроме основания изменение места жительства – на основании заявления гражданина о регистрации по новому месту жительства, не применимы.

В частности, такое основание для снятия с регистрационного учёта военнослужащих как выселение из занимаемого жилого помещения или признание утратившим право пользования жилым помещением – на основании вступившего в законную силу решения суда, неприменимо, так как в последнем презюмируется, что право у военнослужащего возникло в установленном законом порядке, а затем он его утратил. В случае обращения командира воинской части с соответствующим иском в суд по данному основанию суд в решении должен будет указать конкретное жилое помещение, расположенное по конкретному адресу, права на которое у военнослужащего утрачено и как следствие, выселение из указанного жилого помещения, что будет для суда проблематично, так как во время регистрации по адресу воинской части военнослужащий никуда не вселялся.

Для решения вопроса о снятии военнослужащих и членов их семей (утративших связь с данной воинской частью) с регистрационного учёта по адресу воинской части, командиру воинской части необходимо обратится в суд с иском о признании не приобретшими указанными военнослужащими права пользования жилым помещением.

Не смотря, на то, что такое основание снятия с регистрационного учёта как признание не приобретшим права пользования жилым помещением отсутствует в вышеперечисленных правовых актах, оно имеет право на существование.

Интересный факт подмечен И.Л. Черкашиной: «В судебной практике страны примерно в 90-х годах, – пишет она, – стали появляться иски о признании гражданина не приобретшим права пользования жилым помещением в строениях, находящихся в домах государственного и муниципального жилищных фондов…Проблема споров о признании гражданина не приобретшим права пользования жилым помещением в том, что нормативного регулирования таких правоотношений нет ни в Жилищном кодексе РСФСР, ни в постановлениях Пленумов Верховного Суда РФ, ни в других законодательных актах. Особенностью их рассмотрения в судебной практике явилось применение аналогии закона, действующей по логической цепочке «от обратного». Перечня оснований для признания гражданина не приобретшим права пользования жилищем нет ни в одном нормативном акте. Судебная практика пошла по пути применения аналогии закона, при которой, опираясь на упомянутые основания, решает вопрос о неприобретении права пользования жилым помещением «с точностью до наоборот.

Цель признания лица не приобретшим права пользования жилым помещением состоит в том, чтобы выселить гражданина без предоставления другого жилого помещения. Это те правовые последствия, на которые рассчитывает истец, предъявляя иск о признании ответчика не приобретшим права пользования на жилое помещение.

Если гражданин зарегистрирован, но реально не пользуется жильём, то в такой ситуации иск о признании не приобретшим права пользования жилищем преследует другую цель – прекратить регистрацию в спорном жилом помещении (снять с регистрационного учёта) без обеспечения ответчика другим жилым помещением.

Задачей суда является не только законное и своевременное рассмотрение конкретного спора и принятие решения, защищающего права истца, но и вынесение вердикта, который не ущемлял бы прав других граждан, в частности, конституционного права на жилище ответчика. Вот и возникают вопросы, которые суды, как правило, не обсуждают в решениях по такой категории дел.

Ни в Жилищном кодексе РСФСР, ни в Гражданском кодексе РФ, где перечислены вопросы выселения без предоставления другого жилого помещения, не содержится правовых оснований для выселения вследствие признания его не приобретшим права пользования жилым помещением.

Жилищный кодекс РСФСР предусмотрел выселение как с предоставлением, так и без предоставления другого жилого помещения. При решении вопроса о признании гражданина не приобретшим права пользования жилым помещением, где также требуется выселение, суды иногда помимо ст. ст. 53, 54 Жилищного кодекса РСФСР применяют ещё аналогию закона с использованием ст. 90 Жилищного кодекса РСФСР, предполагающей выселение из занимаемого жилого помещения в доме государственного или общественного жилищного фонда, которое допускается лишь по основаниям, установленным законом»[1].

Кроме того, такое основание «появилось» в п. 13 приказа ФМС РФ от 20 сентября 2007 года № 208 «Об утверждении административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учёту граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации». В частности, снятие с регистрационного учёта без непосредственного участия гражданина производится в случае выселения из занимаемого жилого помещения или признания утратившим (не приобретшим) права пользования жилым помещением – на основании вступившего в законную силу решения суда.

Снятие военнослужащих и членов их семей (утративших связь с данной воинской частью) с регистрационного учёта по адресу воинской части по данному основанию подтверждается и положительной судебной практикой.
 
Статья может свободно размещаться на других интернет-ресурсах только при условии указания авторства и ссылки на первоисточник: http://www.institutra.ru
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий